Самым главным и основным документом подтверждающим право собственности на квартиру до 15 июля 2016 года являлось свидетельство о регистрации права. Это свидетельство выдавалось на основании правоустанавливающих документов:
- Договор купли-продажи, мены, дарения и т. д.;
- Решения суда;
- Договор о приватизации;
- Свидетельство о праве на наследство и другие.
Эти документы, указывались в свидетельстве о регистрации права в качестве основания выдачи и зависят от способа приобретения жилого помещения. На документе, который является основанием для регистрации права, также ставился штамп Росреестра.
В случае совершения сделки с недвижимостью (купля-продажа) понадобятся как правоподтверждающие документы, так и правоустанавливающие.
Правоподтверждающие документы на недвижимость
Правоподтверждающим документом на объект недвижимости считается Свидетельство о праве собственности, его предоставляет Регистрационная палата.
К правоподтверждающим бумагам также можно отнести и выписку из реестра, но она носит ограниченный характер. Иными словами, эти документы подтверждают право владения собственностью на конкретную дату выдачи. К примеру, на следующий день объект может быть уже переоформлен (а также арестован или обременен) на другое физическое или юридическое лицо.
Правоустанавливающие документы на недвижимость
К правоустанавливающим документам на объект недвижимости относятся бумаги, на основании которых появляется право собственности.
Также следует знать, что право может возникать не только по одному документу, а сразу по нескольким. Так при оформлении квартиры из новостройки в качестве основания выступает договор между дольщиком и застройщиком, а также акт передачи.
Таким образом, с 2016 года свидетельство о государственной регистрации права в привычном виде не выдается. Отличие заключается в том, что документ выдавали на листе бумаги формата А4 с печатью Росреестра, но без голографической защиты и других элементов. Теперь с 2017 года при совершении сделок с недвижимостью выдается выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Выписка из ЕГРН
Стоить обратить внимание, что в регистрации недвижимости с 2017 года произошли изменения, которые отражаются в новом федеральном законе от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Одним из самых важных является очередная замена документа, подтверждающего право собственности на объект недвижимости, то есть выписка из ЕГРП заменена документом такого же характера, но из ЕГРН - поменялось наименование реестра, в котором содержатся данные о недвижимых объектах в связи со слиянием Росреестра и кадастровой палаты.
В выписке из ЕГРН указываются актуальные на момент ее выдачи данные о праве собственности определенного лица на конкретный объект недвижимости, в частности на квартиру. Принцип ее действия такой же, как и у свидетельства о государственной регистрации права, которое выдавалось ранее.
Данный документ можно получить как в бумажном, так и электронном виде.
Также выписка из ЕГРН нужна для того, чтобы покупатель мог удостовериться в том, что жилье не имеет обременений (например, не находится в залоге) и принадлежит конкретному лицу.
Для получения этого документа нужно обратиться с заявлением в Управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Выписка будет готова в течение 5 рабочих дней с момента принятия заявления.
Информационная служба компании «Частник-М»